|| последние события || история || старцы || новомученики || песнопения || убиенные ||

 

 

БЕСЕДЫ ПРЕПОДОБНОГО ВАРСОНОФИЯ

Беседа 3 января 1912 г.


Много горечи в жизни: неудачи, болезни, бедность и т.д. Но если человек верует в Бога, то Господь и горькую жизнь может усладить. Вспомните историю Ветхого Завета. Когда евреи странствовали по пустыне, то они однажды достигли озера Мерра. Изнуренные жаждой, люди хотели удовлетворить ее водами озера, но она оказалась горькой. Тогда Моисей, по повелению Божию, вложил дерево в воду, и она стала сладкой. Понимали ли евреи значение происшедшего? Нет, не понимали. Моисей, тот знал, что это прообразует. Древо, усладившее воду, прообразовало древо Креста, которым мы входим в рай. Крест Христов услаждает жизнь христианина. Воспоминание о нем облегчает несение собственного креста. Наш крест – это болезни и скорби. Трудно переносить их плотскому человеку, но благодаря им, он перерождается духовно. Господь сделал такое сравнение: Жена, егда раждает, скорбь имать, яко прииде год ея: егдаже родит отроча, ктому не помнит скорби за радость, яко родился человек в мир (Ин. 16, 21). Так и человек тяготится вначале разными скорбями, но когда Господь вселится в его сердце, он позабывает все свои прежние страдания и в самых скорбях радуется, по слову апостола: Зане якоже избыточествуют страдания Христова в нас, тако Христом избыточествует и утешение наше (2 Кор. 1, 5).
История Ветхого Завета служит прообразом Завета нового, но как раньше, так и теперь, евреи этого не понимают. Они читают, например, Псалтирь, но на их глазах, выражаясь образно, по-прежнему лежит покрывало. Впоследствии поймут они все, и, как свидетельствует апостол Павел, остаток их спасется (Римл. 9, 27–33; 11, 25–36), но только уже перед кончиной мира; остальные же все погибнут – они колонизаторы ада.
Представьте себе какого-нибудь жида богатого, пусть он имеет хотя бы 100 миллионов, и сравните его с нищим, который ничего не имеет и не доедает, и не досыпает. И вы увидите, что судьба последнего несравненно лучше первого. Отчего? Да потому, что первый, при всем своем богатстве, теряет душу свою и идет в ад. Господь сказал: ...кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5). Это сказано раз навсегда, на все века. Бедняк же, несмотря на все свои страдания, счастлив тем, что может наследовать Царствие Небесное. Чтобы получить это Царство, нужно только по силе исполнять заповеди Христовы и вопиять ко Господу о помиловании: не устами вопиять, а сердцем. Господь есть безпредельная благость. Он жаждет нашего спасения, и лишь только обратимся к Нему, Он уже простирает к нам Свои пречистые руки. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную»,мочь всякому, и если мы иногда замечаем, что Господь как будто оставляет нас, то причина этого кроется в самом же человеке.
В Евангелие есть рассказ про жителей Назарета, здесь Господь не мог совершить никакого чуда (Мф. 13, 58). Меня всегда поражало это повествование евангелиста. Господь, Творец всей вселенной, и вдруг в ничтожном городишке не может сотворить чуда; Евангелист замечает: «За неверие их». К Господу Иисусу они относились как к обыкновенному человеку, не ожидая от Него ничего особенного, так что Сам Господь дивился их неверию.
Вот и в нашу тихую обитель многие приезжают за утешением. Обращаются и к грешному Варсонофию, и иногда удается все сказать на пользу пришедшему, и он вполне удовлетворяется. Не я его утешаю, но Господь, и притом по вере каждого. Без веры же и в Оптиной Пустыни не получишь утешения. «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат». Стих этот поется вместо Херувимской за литургией Преждеосвященных Даров в Великом посту. Чудная, трогательная песнь, имеющая глубокий смысл.
Когда мы по силе исполняем евангельские заповеди, то с нами, действительно, Небесные Силы невидимо служат, наставляя на все благое. Но могут невидимо служить и другие силы, только не Небесные, а мрачные, адские, влекущие человека к погибели. Вот Толстому служили эти адские силы, пока не совлекли на дно адово. Нынче многие отпали от веры, духовные интересы стоят на заднем плане, и живут только для брюха.
Печальное замечается иногда явление, когда люди разных направлений соединяют свою судьбу вместе. Мне вспоминается одна девушка чистая, невинная, религиозная, которая горячо, всей душой, любила одного человека, не зная его душевного настроения. Эта любовь все возрастала в ней, и когда девушку спрашивали, согласилась бы она выйти за него замуж, то она с волнением отвечала: «Сделаться его женой – это самое великой счастье, о котором я когда-либо помышляла». Ей возразили: «Но он ни во что не верует!» – «Как же ни во что, он верует в меня, в мою любовь к нему». – «Да он не верует в Бога!» – «Не может быть, такой чудный, идеальный человек не может быть невером!» – «А вот увидишь. Скоро будет большой праздник, пригласи его к обедне, согласится ли он?» – «Конечно, согласится». – «Ну, позови». Скоро после этого разговора девушка была со своим женихом в гостях в одном доме. После обычного разговора она сказала ему: «Тогда-то будет у нас в церкви престольный праздник, приходите туда ко Всенощной». Он молчал. «Ко Всенощной вам неудобно? У вас служба, ну приходите к литургии, мы с мамой тоже будем, а оттуда пойдемте к нам чай пить, да и пообедаете у нас. Вы, конечно, придете?» – «Нет, – ответил он, – оттого, что я ни во что не верю». Эти слова ударили ее, как обухом по голове, она убедилась, что ей про него говорили правду, но разлюбить уже не могла. Вопреки желанию отца и матери она пошла за него. Родители сначала не благословляли: «Мы не можем тебя удержать, но и благословить на этот брак не согласны». Затем, жалея дочь, может быть, и благословили ее. Они обвенчались. Сначала жизнь была еще сносной, но вскоре она стала для нее невозможной. Он был спокоен, но она тяжело страдала. Нравственная и религиозная, она не в состоянии была равнодушно переносить его кощунственное отношение к ее религиозному воззрению. Когда надо было идти в церковь, он приглашал в театр. «Я уже и ложу взял в оперу». – «Да я не против театра, пойду с тобою, только не под такой большой праздник». Он же не слушал ее и стоял между нею и Богом, отдаляя ее от Господа. Ужасно кончилась эта драма, но я задергиваю завесу.
А вот другой пример. Соединились два любящих сердца: и он и она люди верующие; вначале все шло хорошо, но он попал в дурное общество и увлекся какой-то недостойной женщиной: это чудовище встало между мужем и женой. Тяжела стала жизнь жены: тосковала она по нем и не знала, как вернуть к себе мужа. Однажды она познакомилась с одним верующим человеком, и он сказал ей: «Не приходите в уныние, мужа вы можете вернуть». – «Каким образом?» – «А вот как. Может быть, Господь наказывает вас за какой-нибудь неисповеданный грех. Переберите в памяти всю вашу жизнь, затем поготовьтесь дня 3–4, а то и всю седмицу, поезжайте в какую-нибудь церковь на окраине города, исповедуйтесь и приобщитесь Св. Таин. Далее молитесь Богу о вашем муже и призывайте на молитву также святых, коим дана благодать соединять разделенных супругов. Молитесь Георгию Победоносцу  и святым мученикам Гурию, Самону и Авиву ». Оставленная супруга послушалась доброго совета, все исполнила как ей говорили, и не прошло и двух месяцев, как муж вернулся к ней опять добрым и верующим, и они зажили хорошо, как и раньше.
Вот молитва и заступничество святых спасли семью от погибели. Святые всегда готовы помочь нам, только бы с верою и любовию прибегали к ним. Есть поучительное житие святых мучеников Андриана и Наталии . Наталия обратила своего супруга ко Христу, она же и вдохнула в него мужество страдать за Христа и тем привела его к вечноблаженной жизни. Великое счастье иметь такую подругу. Жена открыла мужу врата Царствия Небесного, и вы – жены, должны стремиться привлекать мужей ваших ко Господу и тем спасать свои и их души. Во всех же скорбях с верою прибегайте к Спасителю, Он вас никогда не оставит. Действительно, вера творит чудеса.
Когда я жил еще в Казани, то по временам бывал в Раифской Пустыни, расположенной в верстах 30 от города. Игумен ее был очень уважаемый Старец. При нем обитель стояла высоко; теперь, говорят, возвышенное аскетическое настроение там понизилось, как понизился дух многих монастырей, даже у нас. Приехал я раз к игумену, а он мне и говорит: «Вот, хочу хорошую колокольню строить, уж и план есть, только дело стало за деньгами». – «Да, маловажное обстоятельство, – улыбнулся я, – ну, да Бог поможет». Однако, игумен сомневался, как ему поступить. Вспомнил он, что в Писании сказано, что Господь может возвестить Свою волю и через младенца. Шел он раз в глубокой задумчивости, вдруг видит, идет крестьянка с маленькой девочкой лет трех-четырех. Мать подошла к батюшке под благословение и у девочки складывает ручки; он их благословил, а затем, обратясь к ребенку, спросил:
– Как тебя зовут?
– Сася.
– Ну, скажи, Саша, строить мне колокольню, или нет?
– Штлой, – ответила малютка.
Игумен принял это за указание Божие и начал дело. Скоро какой-то благотворитель пожертвовал миллион кирпичей; затем приехал богатый купец из Казани и говорит:
– Батюшка, хочу пожертвовать на вашу постройку четвертную.
– Спаси, Господи, – сказал игумен. Он в это время дорожил каждым рублем.
– Я приехал к вам днем и приказчика взял с собою, чтобы спокойнее было.
Подает ему объемистый пакет.
– Вы ошиблись, – сказал игумен, – здесь не 25 рублей.
– Да, побольше, – ответил купец.
Начали считать, оказалось 25 тысяч, то есть четверная от 100 тысяч. Потом кто-то пожертвовал и дорогой колокол. Колокольня вышла прекрасная, стоит она и доныне. Звон колоколов далеко раздается, призывая людей помолиться в Раифскую Пустынь.
И каждая из вас должна построить себе колокольню в сердце своем, и там в нем должны звонить колокола веры, надежды и любви к Господу Богу.
Аминь.

назад

                         как доехать до обители........ . . .